В данном материале мы расскажем все, что нужно знать о повышении утилизационного сбора на автомобили в России с 1 августа 2023 года, а именно:
- Новые ставки утилизационного сбора (и сравнение со старыми);
- Примеры расчета утилизационного сбора по новым ставкам;
- Для кого сохраняться льготные тарифы;
- Насколько подорожают новые и б.у. иномарки;
- Повысят ли цены на автомобили собираемые на территории России;
Не забывайте подписываться на наш Телеграм канал, чтобы быть в курсе последних новостей автопрома.
С 1 августа 2023 года в России значительно повысились ставки утилизационного сбора на легковые, грузовые и легкие коммерческие автомобили:
- На легковые машины ставка утильсбора выросла в 1,7-3,7 раза;
- На легкие коммерческие автомобили — 2,5-3,4 раза;
- На грузовые автомобили — в 1,7 раза;
- На электромобили — в 11 раз;
- На автобусы увеличится — в 2,2-4,8 раза;
- На электробусы — в 8,7 раза;
По льготной ставке все еще можно привезти автомобиль для себя
Данные изменения касается юридических лиц, а также физических лиц, ввозящих автомобили из-за границы для перепродажи (в течение 1 года). Для собственного пользования физические лица пока могут привезти один автомобиль в течение года с двигателем объемом до 3 литров, уплатив сбор по льготным ставкам:
- 3,4 тысячи рублей за новые автомобилии и б.у. автомобили до трех лет;
- 5,2 тысячи рублей за автомобили старше трех лет)
Однако в случае его продажи в течение первого года, новый владелец должен будет доплатить разницу между старой и новой ставкой утилизационного сбора. Иначе говоря, для того, чтобы воспользоваться льготной ставкой должны соблюдаться следующие условия:
- Объем двигателя ввозимого автомобиля не превышает 3 литров.
- Физическое лицо ввозит и оформляет не более одного автомобиля в год.
- Физическое лицо не продает машину ранее чем через 12 месяцев.
Также, теперь нужно помнить о рисках, покупая пригнанную машину у физического лица, так как обязанность уплаты утилизационного сбора лежит на покупателе. Следует убедиться, что машина была оформлена до 01.08.2023 года либо, что с момента ее оформления прошел год. В противном случае покупатель получит уведомление от налоговой службы о необходимости уплатить утильсбор по полной ставке. при покупке автомобиля у юридического лица такой проблемы — нет, так последние выплачивают утильсбор самостоятельно.
Повышение утилизационного сбора было сделано с целью защиты отечественных автопроизводителей, в первую очередь АвтоВАЗа.
Новые ставки для расчета утилизационного сбора в России (сводные таблицы)
В первых двух таблицах указаны заранее рассчитанные размеры утилизационного сора по старым и новым ставкам. В третьей таблице — коэффициенты. Умножив последние на 20 000 рублей (базовая ставка) мы получим итоговый размер сбора, т.е. тот что мы указали в первых двух таблицах, сделав уже это за Вас.
Как повысился утилизационный сбор для легковых автомобилей возрастом до 3 лет
Сумма утильсбора раньше | Сумма утильсбора с 1.08.2023 | |
Для авто с двигателем объемом до 1,0 л ввозрасте до 3 лет | 48 200 рублей | 81 200 рублей |
Для авто с двигателем объемом 1,0 л — 2,0 л, в возрасте до 3 лет | 178 400 рублей | 300 600 рублей |
Для авто с двигателем объемом 2,0 л — 3,0 л, в возрасте до 3 лет | 281 600 рублей | 844 800 рублей |
Для авто с двигателем объемом 3,0 л — 3,5 л, в возрасте до 3 лет | 259 600 рублей | 970 000 рублей |
Для авто с двигателем объемом 3,5 л, ввозрасте до 3 лет | 444 400 рублей | 1 235 200 рублей |
Для электромобилей в возрасте до 3 лет | 32 600 рублей | 360 000 рублей |
Как повысился утилизационный сбор для легковых автомобилей возрастом более 3 лет
Сумма утильсбора раньше | Сумма утильсбора с 1.08.2023 | |
Для авто с двигателем объемом до 1,0 л ввозрасте более 3 лет | 123 000 рублей | 200 700 рублей |
Для авто с двигателем объемом 1,0 л — 2,0 л, в возрасте более 3 лет | 313 800 рублей | 528 800 рублей |
Для авто с двигателем объемом 2,0 л — 3,0 л, в возрасте более 3 лет | 480 200 рублей | 1 279 000 рублей |
Для авто с двигателем объемом 3,0 л — 3,5 л, в возрасте более 3 лет | 570 000 рублей | 1 485 000 рублей |
Для авто с двигателем объемом 3,5 л, ввозрасте более 3 лет | 700 200 рублей | 1 623 800 рублей |
Для электромобилей в возрасте более 3 лет | 122 000 рублей | 1 346 800 рублей |
Новые повышающие коэффициенты утилизационного сбора для легковых автомобилей с 01.08.2023
Автомобиль возрастом до трех лет | Автомобиль возрастом более трех лет | |
Для авто с двигателем объемом до 1,0 л | 4,06 | 10,36 |
Для авто с двигателем объемом 1,0 л — 2,0 л | 15,03 | 26,44 |
Для авто с двигателем объемом 2,0 л — 3,0 л | 42,24 | 63,95 |
Для авто с двигателем объемом 3,0 л — 3,5 л | 48,5 | 74,25 |
Для авто с двигателем объемом 3,5 л | 61,76 | 81,19 |
Для электромобилей | 18 | 67,34 |
Пример расчета утилизационного сбора с 1 августа 2023 года
Данные коэффициенты позволяют рассчитать размер утилизационного сбора на основе базовой ставки: 20 000 рублей для легковых автомобилей и 15 000 для автобусов и грузовиков. Для расчета необходимо умножить базовую ставку на коэффициент (мы это уже сделали для Вас в таблицах выше). Для легковой машины с двигателем объемом 1,5 литра и возрастом до трех лет размер сбора составит 20 000 * 15,03 = 300 600 рублей.
Насколько подорожают новые и б.у. иномарки (с примерами)
Повышение утилизационного сбора неминуемо приведет к росту цен на новые и поддержанные автомобили в России, однако повышение цен будет различным, так как повышение тарифов получилось нелинейным. Например, для наиболее популярной категории машин с моторами 1.0-2.0 литра они выросли умеренно. Большинство новых китайских машин поставляемых в нашу стран официально попадают именно в эту категорию. Для них повышение цены должно составить 122 200 рублей.
По мнению большинства экспертов, от повышения ставок в значительной мерее пострадают частники и компании, построившие свой бизнес на пригоне б.у. автомобилей и новых машин по параллельному импорту. Серьезное повышение итоговых цен на машины в купе с падением курса рубля осложнит им сбыт машин конечным потребителям.
Наибольший прирост в основном касается б.у. автомобилей и машин поставляемых по параллельному импорту оснащенных объемными моторами (более 3 литров) — как за счет повышения коэффициентов, так и невозможности оформлять их по льготным тарифам для перепродажи. Катастрофически подорожают такие популярные модели, как, например, Toyota Land Cruiser Prado. Последний станет разом дороже на 1.6 миллиона рублей.

Другой пример — Toyota Camry с двигателем 2.5 литра. Ранее за нее (в случае привоза частником для перепродажи) следовало заплатить 769 тысяч рублей. Из них 754 тысяч рублей — таможенная пошлина. Теперь, если этот автомобиль будет продан в течение года нужно будет выплатить 1 275 000 рублей сверху. Даже с учетом того, что при ввозе на физическое лицо нужно делать меньше обязательных платежей (например нет необходимости выплачивать акциз и НДС), разница стоимости оформления между физ. и юр. лицом стала куда меньше. В случае с Камри стоимость оформления составит — 2,03 миллиона рублей для физического лица и 2,6 миллиона рублей — для юридического.

Пригнанные машины с небольшими моторами подорожают меньше, но тоже заметно, ведь теперь не получится пользоваться лазейкой в законодательстве оформляя их на частных лиц по льготному тарифу. В результате даже малолитражки, пригнанные из-за рубежа на продажу станут дороже на 300 000 рублей.
При этом у Россиян все есть возможность пригнать себе автомобиль самостоятельно по льготной ставке. Проблема лишь в том, что большинство не готово этим заниматься, поэтому будет вынужденно так или иначе переплачивать. В настоящее время у продавцов пока есть большое число автомобилей, ввезенных до введения новых тарифов, поэтому поторопившись можно успеть приобрести машину дешевле. Естественно, по мере истощения их запасов, продавцы будут поднимать ценник приближая его к уровню у машин, ввезенных уже по новым тарифам.
Продавцы могут ввести новые «схемы» для обхода закона
С учетом значительного подорожания машины, высока вероятность, что салоны и компании, специализирующиеся на привозе автомобилей из-за рубежа начнут работать по новой схеме при которой автомобиль будет сразу оформляться на покупателя без промежуточного физического лица. Это позволит по-прежнему оформлять автомобиль по льготной ставке. При этом покупателю нужно будет сразу передать деньги продавцу за еще не поставленный автомобиль. В этом случае услуга будет заключаться фактически в перегоне транспортного средства из-за рубежа и его оформлении. К сожалению, при такой схеме все будет завесить от добросовестности организации или лица, оказывающих подобные услуги и очень вероятно появление большего числа мошенников, которые могут «внезапно» исчезнуть с деньгами покупателя.
Как подорожают машины, собираемые в России
К сожалению, подорожание касается и автомобилей собираемых в России с низким уровнем локализации производства, т.е. большинства китайских моделей, которые выпускаются на калининградском Автотор, липецких электромобилей Evolute, Москвичей (переименованных JAC) и Лада X-Cross 5 (последняя пока даже не поступила в продажу).
Москвич уже объявил о повышении рекомендованных розничных цен на свою модель Москвич 3. Подорожание составило от 10,1 до 11,5%, т.е на на 228 000 рублей (до 2 220 000 за базовую версию). Что интересно, это почти в 2 раза больше, чем прибавка к ставке утильсбора, т.е. дело — не только в новых тарифах, но и в общей инфляции и снижении курса рубля. Электрический Москвич 3е подорожал аж до 3 950 000 рублей (прибавка составила 392 тысячи рублей).

Вообще, что касается «иномарок» меньше всего повышения ставок утилизационного сбора должно сказаться на автомобилях Haval. собираемых на заводе в тульской области. Уровень их локализации растет, а в следующем году в России должно стартовать производство двигателей и коробок передач.
Рост цены на Лады также должен быть умеренным. Автомобили от АвтоВАЗа имеют высокий уровень локализации производства и государство компенсирует предприятию утилизационный сбор в значительной мерее. Руководство автогиганта недавно сообщало, что в ближайшее время повышения цен на Лады не планируются.
Не забывайте подписываться на наш Телеграм канал, чтобы быть в курсе последних новостей автопрома.