Атом (2023) - новый российский электромобиль

Атом — новый российский электромобиль

В данном материале мы собрали всю доступную информацию о новейшем российском электромобиле Атом от стартапа АО «Кама», а именно:

  • Когда начнется серийное производство электромобиля;
  • Кто является разработчиком;
  • Технические характеристики Атома;
  • Сравнение с основным конкурентом (электромобилем E-Neva от Алмаз-Антей)
  • По какой цене и где можно будет купить новинку;
Электромобиль Атом
Электромобиль Атом

Не забывайте подписываться на наш Телеграм канал, чтобы быть в курсе последних новостей автопрома.

Обновлено 01.08.2023. На электромобиль Атом начался прием предзаказов через официальный сайт производителя. Услуга — не бесплатная. Чтобы оформить предзаказ нужно внести депозит в размере 7000 рублей. В случае отмены предзаказа его обещают вернуть в полном объеме.

11.05.2023 года состоялась официальная премьера предсерийной версии перспективного электромобиля «Атом». Новинка выполнена в формфаторе компактного городского кроссовера. Разработчиком автомобиля является российский стартап АО «Кама», одним из соучредителей которого является концерн ПАО КАМАЗ. В 2020 году КАМАЗ уже показывал прототип компактного электромобиля КАМА-1. Последний представлял собой проект проект доступного электромобиля с ориентировочной ценой в районе 1 миллиона рублей, предназначенного в первую очередь для такси и каршеринга.

В конце февраля 2024 года в сеть попали фотографии тестовых прототипов Атома во время испытаний. Подобные автомобили представляют собой «мулы» с кузовом от китайского от китайского кроссовера Geely Geometry E и технической начинкой от будущего Атома. С помощью «мулов» разработчики тестируют и настраивают ходовую часть: работу шасси, органов рулевого управления, систем торможения и электронных помощников. Испытания проходят в лабораториях, на полигонах и дорогах общего пользования.

Прототип электромобиля Атом на испытаниях
Прототип электромобиля Атом на испытаниях
Прототип электромобиля Атом на испытаниях
Прототип электромобиля Атом на испытаниях
Прототип электромобиля Атом на испытаниях
Прототип электромобиля Атом на испытаниях

Серийную версию Камы-1 планировалось выпустить в конце 2021 года, однако данный электромобиль так и не увидел свет. Вместо этого было решено начать проект с чистого лица, и под него была зарегистрирована новая организация — акционерное общество «Кама».

Кама-1 - идейный предшественник электромобиля Атом
Кама-1 — идейный предшественник электромобиля Атом

Атом развивает идеи Камы-1, однако в техническом плане между ними нет ничего общего. Сам бренд «Атом» был зарегистрирован осенью 2022 года. Многие уже назвали новинку конкурентом для E-Neva — электромобиля от холдинга «Алмаз-Антей». Однако если взглянуть на технические характеристики (о них читайте ниже), Атом — скорее более доступная альтернатива.

Новый российский электромобиль Атом от АО «Кама» во время презентации (май 2023 года)
Новый российский электромобиль Атом от АО «Кама» во время презентации (май 2023 года)

Когда стартует серийное производство?

Предсерийные прототипы Атома должны быть выпущены в конце 2024 года, а серийное производство планируется начать в 2025 году. Автомобиль планируется продавать как частным, так и корпоративным клиента. АО «Кама» собирается выпустить специальные модификации Атома для такси, каршеринга и служб доставки. Так, например, модификация для такси может лишиться переднего пассажирского кресла: на его месте будет дополнительная площадка для багажа. Версия для служб доставка может получить и вовсе одно водительское сиденье, а все остальное пространство будет отведено под груз.

Электромобиль Атом в ливрее такси
Электромобиль Атом в ливрее такси
Электромобиль Атом в ливрее такси
Электромобиль Атом в ливрее такси

Где будут производить?

В последующем, на платформе Атома планируется выпуск целого семейства электромобилей различных классов. Автомобиль планируется собирать сразу на двух площадках: на заводе Москвич в Москве, и абсолютно новом сборочном предприятии в Набережных Челнах. О последнем сообщил «Татар-информ» со ссылкой на директора АО «Кама» по взаимодействию с органами госвласти Анатолия Кияшко (цитата):

«Мы рассматривали все площадки. Очень хотелось, чтобы она была в Челнах. Но на текущий момент времени завод „Москвич“ лучше технически подготовлен. Мы будем прикладывать определенные усилия, чтобы производство появилось и в Набережных Челнах тоже. Тем более что это достаточно интересная технологическая история. Думаю, что многие молодые люди хотели бы работать на таких предприятиях»

В год планируется выпускать 200 тысяч экземпляров Атома (здесь очевидно речь идет не об одной модели, а о всех, которые будут выпускаться на данной платформе). Автомобиль планируется экспортировать на рынки Ближнего Востока и Азии.

Помимо России электромобиль Атом могут начать собирать в Узбекистане. Об этом сообщает издание «Спутник Ближнее зарубежье» со ссылкой на заявление замминистра экономики РФ Дмитрия Вольвача. По словам Вольвача, сначала узбекские партнеры планируют запустить крупноузловую сборку, затем — полный цикл производства со сваркой и окраской кузовов.

Электромобиль Атом (2023) - вид спереди
Электромобиль Атом (2023) — вид спереди

Кто ведет работы над проектом и как продвигаются работы?

В настоящий момент в разработке электромобиля занято около 500 человек, разбитых на 12 команд, работающих параллельно над своими задачами. Основные работы ведутся в головном офисе АО «Кама», расположенном в Набережных Челнах. Часть специалистов работают в инженерных центрах в таких городах, как Тольятти, Санкт-Петербург, Москва. Еще одна часть — в Китае. Руководителем российско-китайской команды разработки высоковольтной системы электромобиля стал Ларри Ванг, ранее работавший в Ford и Byton (китайский разработчик электромобилей). Общей разработкой «Атома» руководит Харальд Грюбель, развивавший проекты в Volkswagen, Mercedes и на Автовазе.

В соответствии с планом работ над проектом до конца 2023 года будет вестись тестирование батареи (на основе литий-ионных ячеек), созданной совместно с «Рэнера» (входит в ГК «Росатом»), а также подвески, рулевой системы и шасси. Сообщается, что высоковольтная архитектура Атома уже разработана. В настоящий момент ведется строительство лабораторий по калибровке, испытанию батарей, электроприводов, систем термостатирования и управления батареей. Для испытаний в августе этого года изготовят 13 экземпляров Атома. Кроме того, «в скором времени» планируется объявить площадку, на которой будет вестись производство в РФ.

Внешний вид

Дизайн Атома по аутсорсингу разрабатывала итальянская студия Torino Design, которая уже имеет опыт сотрудничества с КАМАЗом. Впрочем внешний вид новинку вряд ли можно назвать особенно оригинальным, чего можно ждать от итальянцев. Бросается в глаза светодиодная полоса, проходящая через передок: схожее решение применяет Hyundai на последних моделях. Основные блоки фар размещены в углах бампера — как на многих современных кроссоверах. Задняя фонари выполнены в виде единой полосы. Вся оптика — полностью светодиодная. По периметру кузова проходит защитный обвес из некрашеного черного пластика.

Атом получил обвес из некрашеного черного пластика
Атом получил обвес из некрашеного черного пластика
Электромобиль Атом - вид сзади
Электромобиль Атом — вид сзади

Машина лишена центральной стойки кузова, а двери второго ряда открываются назад. Можно наверняка утверждать, что данное решение не сохранится на серийном электромобиле, так как отсутствие центральной стойки резко снижает жесткость кузова и критически влияет на пассивную безопасность транспортного средства. Кроме того, случайное открытие такой двери на скорости приведет к тому, что ее просто оторвет. Скорее всего не сохраняться и выдвижные ручки дверей (как на Range Rover Velar) — решение дорогое и не практичное в наших условиях (зимой могут замерзнуть).

Прототип Атома лишен центральной стойки кузова, двери второго ряда открываются назад
Прототип Атома лишен центральной стойки кузова, двери второго ряда открываются назад
Выдвижные ручки дверей на серийном Атоме скорее всего не сохранятся
Выдвижные ручки дверей на серийном Атоме скорее всего не сохранятся

Салон Атома выполнен в минималистичном стиле

Интерьер выполнен в свойственной концепт-карам манере, т.е. предельно минималистично. У Атома фактически отсутствует передняя панель. Все органы управления и экран, на который возложены как функции приборного щитка, так и экрана мультимедийной системы смонтирован на рулевом колесе. В настоящий момент подобный подход применяется на гоночных автомобилях. Похожее решение было и у предшественника Атома — Камы-1.

Салон электромобиля Атом
Салон электромобиля Атом

В отделке салона повсеместно используется ткань: ею обита даже торпеда. Это — не самое практичное решение, и вряд ли серийный Атом его сохранит. Для облагораживания интерьера применена светодиодная амбиентная подсветка салона. Логично будет предположить, что модификации автомобиля для такси, каршеринга и служб доставки будут иметь максимально удешевленный интерьер.

Карты дверей с амбиентной подсветкой
Карты дверей с амбиентной подсветкой

Какую батарею установят и кто ее производитель?

Электромобиль оснащается литий-ионной аккумуляторной батареей производства компании «Рэнера», входящей в состав госкорпорации «Росатом». На презентации была продемонстрирована ячейка такой батареи (на фото ниже). Опытные образцы будут проходить испытания в течение 2023 года, а их серийное производство будет налажено в 2025 году на «гигафабрике» РЭНЕРА в  Калининграде. Отдельно подчеркивается, что батарея Атома получит инновационную систему термостатирования, призванную не допустить быстрого разряда в зимнее время.

Ячейка батареи электромобиля Атом производства компании Рэнера
Ячейка батареи электромобиля Атом производства компании Рэнера

На изображении ниже видно, что электромобиль имеет два разъема для подключения зарядных устройств. Это говорит о том, что он должен поддерживать функцию быстрой зарядки (второй разъем предназначен для подключения устройства быстрой зарядки).

Разъемы для подключения зарядных устройств расположены в передних крыльях

Технические характеристики электромобиля Атом

Атом представлен в виде пятидверного кроссовера. Габаритные размеры кузова: длина — 3995 мм, ширина — 1780 мм, высота — 1615 мм соответственно. Таким образом новинка по своим габаритам относится к B-классу, являясь одни из самых компактных его представителей. За счет укороченного капота и минивэноподобного силуэта Атом может похвастаться достаточно просторным салоном. Кроссовер рассчитан на перевозку пяти взрослых пассажиров.

Динамические показатели и запас хода

Проектирование платформы Атома еще не завершено. Показанный прототип по словам создателей имеет задние ведущие колеса. Сама архитектура платформы позволяет в будущем выпустить и полноприводную модификацию с электромоторами на обеих осях. При этом не понятно способен ли Атом на данный момент полноценно передвигаться по дорогам общего пользования или это — лишь ходовой макет.

АО «Кама» не сообщает ни какую мощность будет выдавать электромотор Атома, ни какова будет емкость тяговой батареи. Однако сообщается, что в соответствии с техническим заданием, серийный Атом должен проезжать на одной зарядке 500 км. Максимальная скорость должна составлять 170 км/ч, а разгон да 100 км/ч занимать 7 секунд. Будут ли достигнуты эти показатели — пока неясно.

Для сравнения, «Алмаз-Антей» для своего электрического кроссовера E-Neva заявляет следующие показатели: электромобиль, оснащенной гибридной силовой установкой получит 52-литровый газовый бак, и батарею емкостью 70 кВт*ч. В качестве топлива заявлен сжатый водород. Запас хода составляет 810 км. Возможна подзарядка от бытовой электросети. Кроссовер оснащен полноприводной трансмиссией с тяговыми электромоторами как на передней так и на задней оси. Их совокупная мощность составляет 320 кВт или 435 л.с. Чисто электрическая модификация без вспомогательного ДВС будет иметь запас хода на уровне 463 км. Максимальная скорость составит 197 км/ч, а время разгона до 100 км/ч — 2,7 секунды.

Как мы видим, Атом может предложить куда более скромные характеристики и очевидно метит в более бюджетный ценовой сегмент.

Электромобиль E-Neva от завода "Алмаз-Антей" - главный российский конкурент Атома
Электромобиль E-Neva от завода «Алмаз-Антей» — главный российский конкурент Атома

Оснащение и комплектации

Если говорить об оснащении Атома, то пока официальные представители АО «Кама» рассказали лишь о его инновационной мультимедийной системе. Мультимедийный комплекс работает под управлением операционной системы собственной разработки, получившей имя Atom OS. Под нее разрабатывается свой маркетплейс (магазин приложений) «Atomverse». Последний позволит настраивать автомобиль по своему усмотрению (как именно — не говорится). Архитектура операционной системы будет открытой и позволит сторонним разработчиками создавать для Атома сторонние приложения, а владельцу — скачивать и устанавливать их по своему желанию. Защиту от вредоносных атак будет обеспечивать программное антивирусное обеспечение от «Лаборатории Касперского» (российского производителя антивирусов). Последнее включает в себя шлюз безопасности Kaspersky Automotive Secure Gateway (KASG), защищающий от взломов и обеспечивающий безопасное обновление.

01.08.2023 года было объявлено об участии в разработки Атома еще одного партнера. Им стал «Тинькофф-авто», который будет заниматься интегрированными в мультимедийную систему инструментами и сервисами для водителей, а также заниматься организацией продаж электромобиле через интернет. С помощью данных сервисов можно будет оформлять страховку на машину, бронировать столики в ресторане, вызывать автоэвакуатор и тому подобное.

Экран мультимедийной системы Атома встроен в рулевое колесо
Экран мультимедийной системы Атома встроен в рулевое колесо

Также сообщается, что Атом будет оснащаться проекционными экранами дополненной реальности, отображающими на лобовом стекле автомобиля разнообразную информацию. Благодаря технологии, получившей имя AR HUD, на лобовом стекле будут отображаться стрелки и индикаторы, показывая правильный маршрут поездки в соответствии с заданной в навигационной системе конечной точке маршрута. Они смогут подсвечивать видимые через лобовое стекло здания и ставить на них разнообразные метки и маркеры. Таким образом Атом будет интегрирован в транспортную систему, что позволит добиться главной цели проекта (цитата): «предоставить возможности новой городской мобильности, являющейся основой современного и технологичного образа жизни».

Атом должен получить комплекс систем активной безопасности ADAS (Advanced Driver Assistance Systems — на русский язык переводится как Усовершенствованные системы помощи водителю), разработанный ПАО КАМАЗ. Последний включает в себя функцию удержания в полосе, ассистент следования в пробке, функцию автоматической парковки и системы распознавания дорожных знаков и непредвиденных ситуаций.

О комплектациях и о том, какое еще оснащение получит автомобиль говорит рано. Этого скорее всего пока не знают даже создатели автомобиля. Нужно дождаться серийной версии. Можно предполагать, что в списке оснащения товарного Атома будут:

  • Системы АБС и ESP;
  • Климат-контроль;
  • Подогревы сидений, рулевого колеса и окон;
  • Несколько вариантов отделки салона;
  • Комплект подушек безопасноcти;
  • Электропакет;

Когда и по какой цене можно будет купить Атом у официальных дилеров

Тех, кого заинтересовала новинка, в первую очередь интересует вопрос сколько Атом будет стоить и когда можно будет купить его у официального дилера. Очевидно, продажи должны стартовать сразу после начало серийного производства, т.е. в 2025 году (если, конечно, все пойдет по плану и проект не превратится в очередной «Ё-Мобиль»). Сеть официальных дилеров для продажи и обслуживания Атомов еще только предстоит создать.

О ценах говорить пока преждевременно. Нам был показан лишь далекий от товарного образец. Серийный Атом может значительно отличаться от того, что мы увидели на презентации. АО «Кама» позиционирует новинку как «модель для среднего сегмента с упором на езду в городах» (что под этим подразумевается — не уточняется). В настоящий момент уже можно оформить предзаказ, внеся депозит в размере 7000 рублей через официальный сайт производителя. На момент начала октября 2023 года разработчик смог собрать 36 тысяч предзаказов на новинку.

Также гендиректор «Атома» Игорь Поваразднюк заявил ТАСС: «Мы видим, что автомобиль попадает в массовой ценовой сегмент, то есть он позволяет таксопаркам, например, позиционировать автомобиль как уровень «Комфорт» и «Комфорт плюс» <…>. С точки зрения ценового позиционирования для частных лиц мы будем чуть позже объявлять». Опять же, данная формулировка — достаточно расплывчатая.

Исходя из заявленных характеристик, ориентировочная стоимость может составлять 3-4 миллиона рублей (в сегодняшних деньгах). Что будет с рынком и покупательской способностью рубля через пару лет никто, к сожалению, не знает. На привлекательность Атома для покупки может влиять множество факторов: качество автомобиля, наличие государственных субсидий и многое другое.

По мере появления новой информации, мы немедленно поделаемся ей с Вами. Обязательно подписывайтесь на наш Telegram канал чтобы оперативно поучать свежие новости Российской автопромышленности. Также Вы можете написать в комментариях, что думаете о перспективах Атома на российском автомобильном рынке.

Видеообзор новинки

Обзор электромобиля Атом от журнала «За рулем»

Комментарии: 2
  1. Владимр

    Электромобиль должен стоить максимум миллион, с первым взносом тыщ в 250-300, а остальное с госпрограммой под 0,2% годовых на 3 года. Без этого пересадить людей на электрокары невозможно

  2. Вася

    Очередной Ё-мобиль. Внесите предзаказ, потом сменили юр.лицо, но все предзаказы обещаем вернуть… Машина готова к выпуску!!! Но, просрали 2 года … и начинаем заново :) Теперь мы выпустим 13 экземпляров, раздадим «счастливым» обладателям без гарантий, возможности обслужить и невозможностью вернуть деньги. Опять вспомним Ё-мобиль, В.В. Жириновскому обеспечили обслуживание по гарантии только потому, что обосрались не обеспечить :) Не стоит верить, пока в магазине не увидишь и договор не прочитаешь.

    PS
    Ещё сервисный центр, хотя бы в соседнем районе, в живую должен открыться.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: